Ни для кого не является секретом, что ресурс автомобиля в большой мере зависит от качества смазочных материалов и технических жидкостей, применяемых для его эксплуатации и обслуживания.
Сейчас редко можно встретить автомобили с воздушной системой охлаждения двигателя, поэтому выбор антифриза является актуальной задачей практически для любого автовладельца.
Современный рынок охлаждающих жидкостей предлагает огромное количество различных продуктов – антифризы и тосолы различных производителей, брендов, цветов, концентраций и т.д. Чтобы разобраться во всем этом многообразии, необходимо хотя бы в общих чертах понять, чем отличаются эти продукты и что можно заливать в радиатор своего автомобиля.
Как выбрать автомобильный антифриз?
Автомобильные антифризы используются для охлаждения и поддержания оптимального теплового режима двигателя. Это позволяет обеспечивать наилучшие показатели мощности и топливной экономичности силового агрегата.
В зимнее время охлаждающая жидкость подвергается воздействию температур ниже 0 °C. Чистая вода для таких условий непригодна – замерзая, она расширяется и превращается в лед, который, как правило, приводит к разрушению системы охлаждения. По этой причине еще одной из основных задач современных антифризов является предотвращение повреждения системы охлаждения двигателя.
В качестве охлаждающей жидкости для автомобиля используется специальная жидкость – антифриз (от греческого anti – против и англ. freeze – замерзать). Как видно из названия, антифризы – это жидкости, которые не замерзают при низких температурах.
В качестве основных компонентов антифризов применяют смесь воды и этиленгликоля – вязкой прозрачной жидкости без цвета и запаха. Температура кипения этиленгликоля составляет около +198 °С, температура замерзания – около -12 °С. Однако при добавлении воды смесь приобретает новые свойства. При определенном соотношении этиленгликоля и воды в смеси температура ее замерзания может достигать -70 °С.
Помимо двух основных компонентов современные антифризы содержат специальные присадки, которые защищают элементы системы от образования коррозии (ингибиторы), предотвращают повышенное пенообразование, обеспечивают стабильность антифриза в течение длительного срока эксплуатации.
Качество антифриза определяется составом и качеством его ингридиентов. Вопреки расхожему мнению цвет антифриза – обычно не является показателем его качества, а обеспечивается добавлением красителей.
Срок службы антифризов в среднем составляет 3 года или 60 000 км пробега. Однако современные составы, изготовленные по специальным технологиям, способны работать в системах охлаждения без замены до 5 лет.
С течением времени в антифризе снижается концентрация ингибиторов, уменьшается щелочное число, вырабатываются другие присадки, т.е. антифриз теряет свои свойства.
Классификация антифризов
Определяющим признаком для классификации антифризов служит пакет применяемых антикоррозионных присадок, которые делятся на традиционные, карбоксилатные, гибридные и лобрид.
- Традиционные антифризы. На сегодняшний день этот вид антифризов считается морально устаревшим, хотя на рынке охлаждающих жидкостей представлен широким ассортиментом. К этому виду антифризов относится и Тосол. Ингибиторы коррозии в этих составах изготовлены на неорганической основе - из силикатов, нитритов, фосфатов, аминов и т.д.
Обозначаются такие антифризы аббревиатурой IAT (Inorganic Acid Technology) или как «Traditional coolants». Срок службы не превышает 3 лет или 60 000 км пробега, однако некоторые российские производители устанавливают силикатным антифризам больший срок эксплуатации. Так, согласно предписаниям АВТОВАЗа, замену следует производить через 75 000 км, а КАМАЗ рекомендует менять силикатные антифризы при 120 000 км. - Гибридные антифризы содержат в своем составе как органические, так и неорганические ингибиторы (нитриты, силикаты, фосфаты). Срок их эксплуатации редко превышает 3 года. Обозначаются такие антифризы как HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) или обозначением "G-11" по системе классификации компании Volkswagen.
- Карбоксилатные антифризы обозначаются аббревиатурой OAT (Organic Acid Technology) или обозначениями "G-12" и "G-12+". В состав жидкостей этой группы введены ингибиторы коррозии, изготовленные на базе карбоновых органических кислот. Особенность этих антифризов состоит в способности образовывать в местах зарождения очагов коррозии защитные слои толщиной около 0,1 микрона. Это позволяет более эффективно защищать детали двигателя и системы охлаждения не только от коррозии, но и от кавитации.
Срок эксплуатации таких антифризов увеличен по сравнению с традиционными и гибридными и составляет в среднем около 5 лет. На сегодняшний день карбоксилатные антифризы считаются лучшими. - Лобрид. Этот вид антифризов разработан в 2008 году. Они занимают промежуточное положение между гибридными и карбоксилатными. Их особенность состоит в том, что к органической основе с применением уникальных технологий добавлено небольшое (не более 10 %) количество минеральных ингибиторов.
Общепринятого единого обозначения у этих антифризов пока не имеется, поэтому разработчики могут называть их по-разному – "Lobrid coolants", "SOAT coolants". Компания Volkswagen для таких антифризов использует обозначение "G-12++".
По концентрации антифризы делятся на концентраты, которые перед использованием следует разводить водой в указанной на этикетке пропорции, и жидкости, готовые к применению.
Ответ на вопрос о том, какой антифриз подойдет для того или иного автомобиля, следует искать, прежде всего, у производителя автомобиля. В сервисных книжках обычно указывается тип и марка подходящей охлаждающей жидкости. С течением времени после проведения соответствующих испытаний список одобренных продуктов может пополняться.
Производители антифризов на этикетке, как правило, указывают список полученных у автопроизводителей одобрений или соответствий требованиям к антифризам автомобилей различных моделей.