Рабочие температуры двигателя автомобиля могут достигать критических значений +800...+1000 °С, а при сгорании рабочей смеси в цилиндре поднимаются до +2000 °C.
Такой сильный нагрев может вызвать нарушение нормальных рабочих зазоров и, как следствие, усиленный износ, заклинивание и поломку деталей, соприкасающихся с горячими газами. Кроме того, перегрев двигателя снижает его мощность за счет ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью, самовоспламенения и детонации.
Для обеспечения нормальной рабочей температуры ДВС в конструкции автомобиля предусмотрена система охлаждения – совокупность устройств, подводящих охлаждающую среду к нагретым деталям двигателя и отводящих лишнее тепло в атмосферу.
Немаловажной функцией автомобильной системы охлаждения является также ускорение прогрева холодного двигателя.
Существует три типа систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания: воздушная, жидкостная и гибридная. Естественное воздушное охлаждение распространено на двигателях легкой высокоподвижной техники: мотоциклов, мопедах и т.п.
Большинство современных автомобилей имеют жидкостные системы охлаждения, обеспечивающие принудительную циркуляцию охлаждающих сред: антифриза, тосола или воды.
Такие системы включают в себя:
-
Насос (помпу)
-
Термостат
-
Радиатор
-
Вентилятор
-
Рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров
-
Расширительный бачок радиатора
-
Соединительные патрубки и шланги
Одну из самых важных функций по созданию принудительной циркуляции ОЖ по контуру охлаждения выполняет центробежный насос.
В корпусе насоса, изготовленного из литого алюминия или чугуна, имеются каналы, по которым к рабочему колесу подводится и отводится охлаждающая жидкость. Циркуляцию жидкости обеспечивает крыльчатка, представляющая собой нескольких лопастей специальной формы. Крыльчатка смонтирована на приводном валу со шкивом. При вращении крыльчатки жидкость, попадая на лопасти, центробежной силой выбрасывается на выход из насоса, а затем циркулирует в рубашку блока цилиндров.
Тяжелые условия работы насоса охлаждающей жидкости зачастую являются причиной износа его деталей.
Для их защиты необходимо использовать специальные смазочные материалы. Они должны иметь широкий диапазон рабочих температур, быть совместимыми с материалами насоса и устойчивыми к охлаждающим жидкостям.
Всем этим требованиям отвечает синтетическая морозостойкая смазка Molykote G-2001.
Она характеризуется высокими смазочными и антикоррозионными свойствами, механической стабильностью, эффективностью в условиях низких температур и повышенных скоростей.
Температурный диапазон работы смазки (от -50 °С до +130 °С) идеально подходит для ее эксплуатации в системах охлаждения. Благодаря устойчивости к вымыванию Molykote G-2001 не требует частого повторного нанесения.