В редукторах различных типов условия работы передач могут значительно отличаться друг от друга. Данное обстоятельство предполагает использование широкого спектра смазочных материалов, обладающих определенным набором свойств.Для обеспечения правильной и корректной работы промышленных редукторов с червячными, зубчатыми и винтовыми передачами применяются специализированные редукторные масла.
В процессе эксплуатации передачи любого типа испытывают высокие нагрузки. Использование смазочных материалов, не удовлетворяющих эксплуатационным потребностям оборудования, может привести к повышенному износу деталей редукторов, схватыванию, образованию задиров, питтингу, коррозии рабочих поверхностей и повышенному уровню шума в процессе эксплуатации.
С целью повышения смазывающих способностей и улучшению антифрикционных свойств в состав традиционных смазочных масел вводят присадки. Как правило, это антикоррозионные, противоизносные, антиокислительные и депрессорные присадки. Дополнительные защитные элементы масел не должны содержать свинцовых мыл, так как они обладают высокой токсичностью и могут приводить к повышенному уровню окисления масел и образованию устойчивых водомасляных эмульсий.
В процессе использования редукторного масла в сложных высоконагруженных механизмах особенно остро строит проблема периодичности его замены. Для того, чтобы удлинить срок службы смазочных материалов, необходимо выбирать масла, обладающие повышенным интервалом замены.
Еще одним немаловажным фактором, который играет большую роль при выборе редукторного масла, являются его условия эксплуатации. Редукторы широко используются в различных отраслях промышленности. Особое внимание необходимо уделять выбору смазочных материалов для редукторного оборудования, эксплуатируемого на пищевых производствах.
Расположение редукторов может допускать случайный контакт смазочных материалов с пищевой продукцией. В связи с этим большим спросом пользуются масла, имеющие пищевые допуски.
Для классификации редукторных масел разработан специальный ГОСТ 17479.4 и ISO 3448-75, который разделяет масла по классу и кинематической вязкости.
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость * при t 40 oС, мм2/с |
32 | 29,0-35,0 |
46 | 41-51 |
68 | 61-75 |
100 | 90-110 |
150 | 135-165 |
220 | 198-242 |
320 | 288-352 |
460 | 414-506 |
680 | 612-748 |
1000 | 900-1100 |
В Европе действует общепринятая спецификация для зубчатых передач редукторов DIN 51517.
Масла классифицируются по 3 стандартам качества:
- Класс CGLP (редукторные масла, содержащие активные присадки против окисления, износа и коррозии в местах смешанного трения, а также присадки, улучшающие процесс скольжения);
- Класс CL (редукторные масла, содержащие антиокислительные, противоизносные и противоокислительные присадки, работающие в зоне смешанного трения);
- Класс CLP (редукторные масла, работающие в условиях средних нагрузок и содержащие присадки против окисления и коррозии).
Данная классификация отражает кинематическую вязкость, температуру застывая масел, а также подверженность коррозии, износу, разрушению уплотняющего материала, задирам и заеданию элементов редукторов.
Редукторные масла также могут использоваться в промышленных трансмиссиях и механизмах с шестернями из сталей, которые предполагают высокий риск образования задиров и повышенного износа. Помимо этого данные масла нашли применение в различных циркуляционных системах.