Основной задачей трансмиссионных масел является защита поверхностей трения приводных механизмов. Ввиду экстремальных условий элементов трансмиссии (высокие скорости и нагрузки, высокие и низкие температуры), масла для них должны отвечать следующих требованиям:
- обеспечивать антикоррозионную защиту;
- обладать хорошим теплоотводом;
- минимизировать износ, заедания, питтинг;
- уменьшать уровень вибрации и шума зубчатых колес посредством уплотнения зазоров;
-
обеспечивать экологическую безопасность;
- снижать трение между деталями за счет создания устойчивой масляной пленки.
Качественные трансмиссионные масла обладают устойчивостью к окислительным процессам и воздействию влаги, имеют низкий уровень пенообразования.
Любые трансмиссионные масла изготавливаются на основе базовых минеральных или полусинтетических масел с добавлением специального пакета присадок.
Присадки, входящие в состав трансмиссионного масла, различаются по способу действия:
- антифрикционные (нафтеновые кислоты и жиры): применяются для повышения смазывающих свойств масел;
- противоизносные: используются для усиления эксплуатационных свойств масляной пленки и уменьшения износа;
- противозадирные: в их состав входят соединения серы, хлора или фосфора, которые повышают рабочие характеристики масляной пленки;
- вязкостные: стабилизируют показатели вязкости при резких изменениях температур в процессе эксплуатации.
Особенности использования трансмиссионных масел
Смазочные материалы для трансмиссий обладают длительным сроком эксплуатации: в среднем период их использования составляет 5-6 лет или 75-150 тыс. км (эти значения варьируются в зависимости от конкретного масла и марки автомобиля). Условия эксплуатации трансмиссионных масел менее тяжелые, чем у моторных. Этим и объясняется увеличенный срок их службы.
Тем не менее, при эксплуатации трансмиссионных масел их температура при определенных условиях поднимается до +250 °С. При этом значение вязкости существенно снижается. В сочетании с высокими механическими нагрузками такие условия могут приводить к разрушению масляной пленки, что становится причиной образования задиров, питтинга и катастрофического износа узлов. Таким образом, качественные трансмиссионные масла должны обладать высокой вязкостной стабильностью.
Подобрать подходящее для конкретных условий эксплуатации масло можно, зная параметры индекса его вязкости. Чем он выше – тем стабильнее смазочный материал, тем меньше он изменяет свои вязкостные свойства под воздействием повышенных температур и интенсивных нагрузок.
Классификации трансмиссионных масел
Развитие автотранспорта, разнообразие производственных механизмов и появление новых видов спецтехники способствовали росту ассортимента трансмиссионных смазочных материалов и разработке их классификации. Одной из самых известных систем классификации товарных масел являются системы API (American Petroleum Institute) и SAE (Society of Automotive Engineers). По которым продукты делятся на определенные классы и категории в зависимости от их рабочих характеристик и индекса вязкости.
SAE
Система классификации SAE делит трансмиссионные масла на 7 классов: три из них включают в себя летние классы (90, 140, 250) и четыре – зимние, с индексом W («winter») - 70W, 75W, 80W, 85W. Масла, предназначенные для всесезонного применения, имеют двойную маркировку SAE 80W-90, SAE 75-90.
API
Классификация API делит масла для трансмиссий на несколько групп, обозначаемых литерами GL или MT и цифрами от 1 до 6 (МТ-1, GL-1, GL-4, GL-5 и т.д.)
Классификация трансмиссионных масел по API:
Группа |
Область использования |
---|---|
GL-1 | Спирально-конические, червячные и цилиндрические зубчатые передачи в условиях пониженных скоростей и нагрузок. Минеральные масла без содержания присадок или с добавлением противопенных и антиокислительных присадок без противозадирных компонентов. |
GL-2 | Червячные передачи, которые работают в условиях пониженных скоростей и нагрузок, но с наиболее высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционные присадки. |
GL-3 | Стандартные трансмиссионные передачи со спирально-коническими шестернями, работающие в условиях умеренно интенсивных нагрузок и скоростей. Имеют более высокие противоизносные свойства, чем предыдущая группа. |
GL-4 | Трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях высоких скоростей при малом крутящем моменте и малых скоростях при высоком крутящем моменте. Содержат высокоэффективные противозадирные присадки. |
GL-5 | Гипоидные передачи, которые работают в условиях высоких скоростей и малых крутящих моментов, при воздействии ударных нагрузок на зубья шестерен и высоких ско¬ростях скольжения. В составе большое количество серо-фосфорсодержащей противозадирной присадки. |
GL-6 | Гипоидные передачи с повышенным верти¬кальным смещением осей шестерен. Имеют большее количество серо-фосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5. |
ATF
Смазочные материалы для автоматических трансмиссий автомобилей обозначаются аббревиатурой ATF (Automatic Transmission Fluid). Эти жидкости ATF изготавливаются на минеральной или синтетической основе и имеют хорошую текучесть в условиях пониженных температур.
Масла ATF применяются не только в легковых и грузовых автомобилях – они часто используются в приводах внедорожной строительной, горнодобывающей, сельскохозяйственной и техники, промышленном оборудовании, в винтовых компрессорах, в судовых механизмах.
Исторически в области стандартов на масла для автоматических трансмиссий выступают корпорации "General Motors" (GM) и "Ford". Качественные масла ATF имеют одобрения ведущих автопроизводителей. Однако наличие одобрения конкретного автопроизводителя вовсе не означает, что масло не годится для других автомобилей. Это лишь указывает на то, что продукт прошел испытания именно в трансмиссии автомобильной этой марки.
Формула масел для АКПП обычно включает в себя:
- противоизносные присадки;
- антиокислители;
- модификаторы трения и набухания уплотнений;
- ингибиторы пенообразования.