Гидравлические масла – это специально разработанные смазочные материалы, которые используются для обслуживания техники с гидравлическими насосами. Они предназначены для всесезонного применения в системах гидроуправления и гидроприводов дорожной, строительной, подъемно-транспортной, лесозаготовительной техники и других рабочих агрегатах.
По составу гидравлические масла могут быть синтетическими, нефтяными или водно-гликолевыми.
Классификация гидравлических масел по области эксплуатации:
- масла, предназначенные для водного транспорта и воздушных судов;
- масла для амортизаторных и гидротормозных систем;
- масла для гидравлических передач и приводов, а также циркуляционных систем машин на промышленном производстве.
С каждым днем гидроприводы совершенствуются, но для обеспечения корректной и бесперебойной работы гидравлических систем необходима жидкая среда, которая обеспечивается специальными смазочными материалами. С модернизацией гидроприводов ужесточаются требования к гидравлическим маслам. Они должны работать в широком диапазоне температур, обладать удлиненным сроком службы и соответствовать строгим экологическим стандартам.
Характеристики современных гидравлических масел:
- оптимальный индекс вязкости;
- хорошие антикоррозионные свойства;
- устойчивость к окислению;
- температурная и химическая стабильность;
- наличие пакета присадок;
- совместимость с различными материалами гидроприводов.
Основная масса гидравлических жидкостей производится на основе базовых масел, получаемых путем экстракционной и гидрокаталитической очистки из нефтяных фракций.
Эксплуатационные и физико-химические свойства гидравлических масел повышаются с помощью введения в их состав специального пакета присадок, в число которых входят антикоррозионные, противоокислительные, антипенные и противоизносные компоненты.
На что обратить внимание при выборе гидравлической жидкости?
Чтобы подобрать оптимальный индекс вязкости для того или иного агрегата, необходимо знать тип насоса. Производители насосов для гидравлических систем, как правило, определяют пределы индекса вязкости: оптимальный, максимальный и минимальный.
Показатель вязкости зависит от мощности насоса, а также диаметра и длины трубопровода.
Максимальное значение – это самый большой коэффициент, при котором насос способен перекачивать масло. Минимальный индекс обозначает наименьший, но допустимый показатель в условиях разных температур.
Использование гидравлических масел с уровнем вязкости ниже допустимого может повлечь потерю мощности в насосе, а также ухудшить условия смазки. В случае если вязкость масла будет оставаться ниже допустимого уровня, то трущиеся элементы начнут изнашиваться интенсивнее, что может привести к серьезным поломкам или даже полному выходу их строя агрегата. Повышенный уровень вязкости может грозить увеличением механических потерь и затруднением работы гидросистем в условиях пониженных температур.
Устойчивость к агрессивной химической среде и окислению обеспечивает эксплуатационную стабильность гидравлических масел под влиянием температур. При окислении вязкость масла увеличивается за счет накопления отработанных частиц, которые образуют «лак» на поверхности и различного рода осадки в гидросистеме. Для улучшения антиокислительных свойств в состав масел вводят специальные антиокислительные фенольные или аминные присадки.
Металлические детали гидравлических систем подвержены коррозии. Устранить эти образования способны специальные ингибиторы коррозии, которые вводятся в качестве присадок в составы масел.
Еще одним важным требованием к гидравлическим маслам является их совместимость с материалами конструкции гидронасосов. Чаще всего интенсивному воздействию подвержены резиновые уплотнительные элементы конструкции. Неправильно подобранное гидравлическое масло может способствовать разрушению резиновых уплотнений за счет содержания в составе большого количества ароматических углеводородов. Поэтому, выбирая смазочный материал, необходимо внимательно прочесть состав и проверить совместимость масла с элементами гидронасоса.
В процессе эксплуатации гидравлических масел в циркуляционных системах не должно наблюдаться пенообразования.
Пена затрудняет доставку масла к узлам, а также способствует его окислению, кавитационному повреждению, нарушению теплоотвода, перегреванию и изнашиванию привода вследствие обогащения масла кислородом. Справляться с этим призваны антипенные присадки, разрушающие пузырьки пены.
Качественные гидравлические масла не должны содержать воду и примеси. Посторонние вещества в составе могут поспособствовать засорению гидросистемы, что приведет к преждевременному износу или даже заклиниванию механизмов. Для того, чтобы постоянно очищать масло от загрязнений в гидросистемах используются фильтры.
Если в систему попадает небольшое количество воды (0,05-0,1 %) запускается процесс окисления. Он может вызвать гидролиз неустойчивых элементов масла. Это может привести к образованию шлама, который может засорить фильтр и зазоры в конструкции оборудования.