На этикетке моторного масла автовладельцы ищут, прежде всего, рекомендации о возможности использования продукта конкретно для их автомобиля. Чаще всего максимум, что они могут найти – это сведения о допусках данного масла к применению в двигателях других марок. Однако это еще не означает, что масло пригодно для использования только в указанных на этикетке моделях.
Отсутствие полной информации усложняет выбор моторного масла для тех, кто еще не научился читать «между строк». Полезные сведения о разновидности, качественных характеристиках, предназначении продукта следует искать в соответствующих наборах символов и букв. Часть информации можно почерпнуть, зная вид базового масла и наименование продукта.
Наименование масла
Фирма-изготовитель и название моторного масла присутствуют на этикетке всегда. А при покупке люди часто ориентируются на бренд.
Виды моторных масел
От основы моторного масла зависят его эксплуатационные свойства. Масла разделяют на минеральные, синтетические и полусинтетические, что определяется способом получения базового масла. Таблица, представленная ниже, хорошо иллюстрирует эту классификацию.
Минеральные моторные масла
Наименование | Значение |
Mineral |
Обычное минеральное моторное масло |
Advanced Mineral |
Продукт высшего качества |
Mineral Mixed Fleet |
Масло универсальное (для смешанного парка) |
Multigrade |
Многокомпонентное моторное масло |
Полусинтетические масла/масла на синтетической основе
Наименование | Значение |
Synthetically Fortified |
Моторное масло с 30-процентным включением синтетических компонентов. |
Synthetic Based Synthetic Technology |
Моторное масло, содержащее до 50 % синтетических компонентов. |
Semi Synthetic |
Моторное масло, выполненное с включением более 50 % синтетических компонентов |
Синтетические моторные масла
Наименование | Значение |
Fully Synthetic |
Синтетическое моторное масло, содержание синтетических компонентов в котором равно 100%. |
Классификация моторного масла по SAE
Как правило, это единственное из буквенно-цифровых обозначений масла, в котором автолюбители хорошо ориентируются. Стандарт SAE разработан Society of Automotive Engineers – обществом автомобильных инженеров – и обозначает индекс вязкости масла. От значения вязкости зависит прочность масляной пленки, образующейся между трущимися элементами двигателя.
Если раньше по классу вязкости масла определялся и его тип (минеральное и пр.), то сегодня SAE устанавливает только диапазон вязкостно-температурных значений его применения. Согласно последней редакции классификации масел по параметру вязкости SAE J300, действующей с 1997 года, моторные масла разделяются на летние (SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60) и зимние классы (SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W).
Класс вязкости свыше SAE 60 свидетельствует о том, что масло трансмиссионное. Сдвоенный номер, например, 15W-40, обозначает всесезонное масло. При действии низких температур всесезонные масла обладают вязкостью зимних, а при высоких – вязкостью летних. Первая цифра с буквенным обозначением W (winter – зима) обозначает степень вязкости масла при низких температурах воздуха, тогда как вторая – высокотемпературную вязкость (ближе к 100°С).
Свойства масел по классификации SAE подтверждаются соответствующими испытаниями. По их итогам дается информация о предельном значении температуры моторного масла, при котором возможно прокручивание двигателя с помощью стартера и прокачивание масла насосом при запуске холодного двигателя.
Так, при классе вязкости по SAE – 0W – проворачиваемость стартером возможна при -30 °С, а прокачиваемость насосом – при -35 °С. Если класс вязкости равен 5W – то предельные значения будут равны -25 °С и -30 °С. При классе вязкости 10W – температурные параметры будут -20 °С и -25 °С. При 15W – минус 15 °С и минус 20 °С. При 20W – минус 10 °С и минус 15 °С. При 25W – минус 5 °С и минус 10 °С.
Классификация моторного масла по API
Система API была разработана Американским Институтом Нефтепродуктов, чтобы классифицировать моторные масла, предназначенные для автомобилей определенного возраста и типа двигателя.
В соответствии с классификацией API масла разделены на 3 эксплуатационные категории:
- S (Service) – бензиновые двигатели;
- C (Commercial) – дизельные двигатели;
- EC (Energy Conserving) - энергосберегающие масла.
Каждая из категорий содержит группы масел, соответствующие определенным качественным показателям и году выпуска автомобиля. При этом каждой группе масла присваивается дополнительная латинская буква, помимо основной, по алфавиту. И чем она дальше от начала алфавита, тем лучше свойства масла.
Так, к первой категории масел по шкале S относятся смазочные материалы для бензиновых двигателей (перечислены действующие и условно действующие группы):
- SM – масла для бензиновых двигателей 2004 года выпуска и старше;
- SL – масла для бензиновых двигателей 2001 года выпуска и старше;
- SJ – масла для всех существующих бензиновых двигателей, выпущенных в 1996 году и позднее (заменяют масла предыдущих категорий, обладают максимальным уровнем эксплуатационных свойств);
- SH – масла для бензиновых двигателей 1993 года и старше (условно действующая группа, дополнение к категориям API C (API CG-4/SH).
Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG сегодня признаны недействительными, потому что являются устаревшими, однако в некоторых странах масла данных групп все же выпускаются.
К категории С относятся следующие масла для дизельных двигателей (перечислены действующие группы):
- CJ-4 – масла для быстроходных четырёхтактных двигателей 2006 года выпуска и старше (по качеству превышают масла CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4);
- CI-4 – масла для быстроходных четырёхтактных двигателях 2002 года выпуска и старше;
- CH-4 – масла для быстроходных четырёхтактных двигателей 1998 года выпуска и старше;
- СG-4 – масла для двигателей быстроходной дизельной техники 1995 года выпуска и старше (заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий);
- СF-4 – масла для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей как с турбонаддувом, так и без него, начиная с 1990 года выпуска;.
- CF-2 – масла для двухтактных двигателей 1994 года выпуска и старше;
- CF – масла для внедорожной техники, оснащенной двигателями с разделительным впрыском 1994 года выпуска и старше.
Моторные масла категорий API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API СЕ сегодня признаны недействительными, потому как являются устаревшими. Тем не менее, в некоторых странах они еще выпускаются. Универсальные масла, которые могут использоваться и в бензиновых, и в дизельных силовых агрегатах, обозначаются, например, API SJ/CF.
Масла, прошедшие тестовые испытания и получившие лицензию по API, маркируются специальной логограммой, по которой можно узнать необходимые важные сведения о свойствах конкретного продукта. В верхней части указано обозначение масла по API. В нижнем – является ли масло энергосберегающим.Энергосберегающие масла имеют знак ЕС (Energy Conserving) – он стоит после класса API.
Римские цифры, расположенные после букв ЕС, говорят об уровне экономии топлива (от 0,5 до 3 %). Как правило, энергосберегающее масло имеет также низкое значение вязкости – ее класс указывается в центральном круге логограммы. Если нет надписи «Energy Conserving» в нижней части логограммы или нет аббревиатуры EC в марке продукта, то это свидетельствует об отсутствии у масла энергосберегающих качеств.
Классификация масла по ACEA
Помимо SAE и API, действует и другая классификация – ACEA. Ассоциация европейских производителей автомобилей установила более жесткие требования классификации масел, действуя в соответствии с экологическими требованиями стран Евросоюза. ACEA разделяет смазочные материалы на классы и категории. Для обозначения классов используются латинские буквы А, В, С, Е, указывающие на то, в каких типах двигателя может применяться масло. Цифры, стоящие рядом с буквой, свидетельствуют о свойствах масла. Чем цифра больше, тем выше эксплуатационные качества продукта.
Согласно последней редакции ACEA 2004 года, буквами А/В маркируются масла, предназначенные для бензиновых и дизельных двигателей. В данную категорию масел входят все существовавшие до 2004 года классы А и В (А – для бензиновых, В – для дизельных двигателей). Сегодня в категории А/В существует 4 класса A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5. В настоящее время действует еще одна категория моторных масел – она обозначается буквой С (в редакции 2005 года).
Масла С, к которым относятся С1, С2, С3, С4, созданы специально для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих ужесточенным требованиям к экологичности выхлопных газов Euro-4. Данные масла совместимы с сажевыми фильтрами и катализаторами нейтрализации отработавших газов. Кстати, эти нововведения и стали причиной изменений в классификации ACEA.
В категорию Е входят масла, предназначенные для применения в нагруженных дизельных двигателях тяжелого транспорта. Данная категория существовала с момента введения классификации в действие (с 1995 года), а в 2004 году она претерпела лишь небольшие изменения. Сегодня масла в пределах данной категории делятся на классы Е4, Е6, Е7, Е9.
Приведем описание классов по их предназначению.
- А1/В1 – масла, стойкие к деструкции. Применяются с увеличенным сроком замены в бензиновых и дизельных двигателях как легковых, так и легких грузовых автомобилей, разработанных с учетом использования маловязких масел при высокой скорости сдвига и высокой температуре.
- А3/В3 – масла с высокими эксплуатационными свойствами, стойкие к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсированных дизельных и бензиновых силовых агрегатах легковых и легких грузовых автомобилей, а также для применения с увеличенным сроком замены согласно рекомендациям производителей или для всесезонного применения маловязкого масла.
- А3/В4 – масла, отличающиеся стойкостью к деструкции и высоким уровнем эксплуатационных свойств. Предназначены для высокофорсированных бензиновых и дизельных силовых агрегатов с непосредственным впрыском топлива.
- А5/В5 – масла, стойкие к деструкции. Их назначение – применение с большим сроком замены в высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателях легких автомобилей, в которых допускается использование маловязких масел при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
- С1 – масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработавших газов. Предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легких автомобилей, в которых необходимо использовать маловязкие масла, снижающие трение, содержащие наименьшее количество серы и фосфора, а также отличающиеся малой сульфатной зольностью и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с.
- С2 – масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработавших газов. Предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легких автомобилей, в которых необходимо использовать маловязкие масла, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с.
- С3 – масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработавших газов. Предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легких автомобилей, которые оборудованы сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, где требуется использование масел с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 3,5 мПа•с.
- Е4 – масла, применяемые в дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Используются в двигателях без сажевых фильтров и других силовых агрегатах согласно рекомендациям автопроизводителей.
- Е6 – масла, применяемые в дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Масла Е6 прямо рекомендованы для силовых агрегатов, оснащенных сажевыми фильтрами и работающих на малосернистом дизельном топливе. Актуальны для двигателей с системой рециркуляции отработанных газов, с сажевыми фильтрами или без них, а также для силовых агрегатов, оснащенных системой избирательного каталитического восстановления.
- Е7 – масла, используемые в высокооборотных дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться в двигателях без сажевых фильтров, а также в некоторых силовых агрегатах, оснащенных системами рециркуляции отработанных газов и избирательного каталитического восстановления.
- Е9 – масла, используемые в высокооборотных дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться в двигателях с сажевыми фильтрами и без них, а также в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции отработанных газов и избирательного каталитического восстановления. Масла Е9 прямо рекомендованы для силовых агрегатов, оснащенных сажевыми фильтрами и работающих на малосернистом дизельном топливе.
Допуски производителей
Допуски автопроизводителей к применению моторного масла в определенных типах двигателя выдаются на конкретный продукт после проведения ряда испытаний. Данный процесс достаточно длительный и дорогостоящий для изготовителя смазочных материалов – все издержки по получению допусков включаются в себестоимость продукта, что способствует удорожанию масла.
Тем не менее, выгода для покупателя очевидна: покупая масло с отметкой о допуске применения продукта в двигателе конкретного автомобиля, автовладелец может быть уверен: качество товара соответствует требованиям автопроизводителя. Кроме того, масла, получившие соответствующие допуски, имеют, как правило, увеличенные сроки замены, а это ведет к значительной экономии.
Страна-изготовитель масла
На этикетке моторного масла не всегда можно найти информацию о производителе. В этом случае необходимо изучить штрих-код.Иногда код, указанный на этикетке, не соответствует стране-производителю. Одной из причин может быть то, что фирма зарегистрирована не в своей стране, а там, куда осуществляется экспорт продукции. Другая причина – продукция была выпущена на дочернем предприятии. Третья – масло изготовлено по лицензии предприятия другой страны. И четвертая – учредителями компании являются юридические лица разных государств.
Дата изготовления масла
Гарантийный срок хранения моторного масла составляет 5 лет. Дата изготовления указывается на канистре методом тиснения в том случае, если тара была изготовлена в одном технологическом процессе с маслом.