Компрессорами называют сложные производственные механизмы, без которых невозможно представить ни одно предприятие. Наиболее распространенными сферами применения компрессорных установок являются: кондиционирование, охлаждение и производство сжатого воздуха. Сжатый воздух является одним из источников энергии, который может обеспечить работоспособность систем управления и оборудования в масштабах промышленных производств.
Долговечность, безопасность и корректная работа компрессоров в частности зависит от используемых смазочных материалов. Одной из главных особенностей компрессорных масел являются их стабильные вязкостные свойства. Уровень вязкости компрессорных масел варьируется в диапазоне 7-30 мм2/с при 100°С, уровень воспламенения в среднем составляет +190...+275 °С.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу компрессоров, масла должны обладать следующими эксплуатационными характеристиками:
- обеспечение термостабильности;
- предотвращение образования коксообразных масляных отложений;
- обеспечение стабильной вязкости;
- поддержание герметичности (минимизация зазоров);
- обеспечение смазывания пар трения;
- охлаждение элементов насосов в процессе эксплуатации.
Грамотный выбор компрессорных масел позволяет увеличить срок службы агрегатов.
По классификации Госгортехнадзором СССР в России на сегодняшний день существует 4 группы компрессорных масел.
-
I группа. К первой группе относятся компрессорные масла, работающие в условиях умеренных нагрузок. Используются в оборудовании, сжимающем воздух и прочие нерастворимые в масле газы при температуре нагнетания менее +160 °С.
-
II группа. Характеристики эксплуатационных условий масел, относящихся к данной группе аналогичны условиям работы масел из группы I, за исключением температуры нагнетания, которая составляет может достигать +180 °С.
-
III группа. Масла этой группы предназначены для компрессоров, работающих в условиях высоких нагрузок, при температуре нагнетания до +200 °С.
-
IV группа. Сюда относятся компрессорные масла, работающие исключительно в тяжелых условиях эксплуатации, при высоком давлении и температуре нагнетания свыше +200 °С.
Масла каждой из групп обладают определенным набором свойств, которые важно учитывать при подборе данного смазочного материала для того или иного вида компрессорного оборудования.
Компрессорные масла делятся на два типа: масла для компрессоров поршневого типа и масла для винтовых компрессоров.
В компрессорных установках поршневого типа смазываются трущиеся элементы конструкции. К ним относятся коленчатый вал, подшипники и поршень с цилиндром. Компрессорные масла находятся в непосредственном контакте со сжатым воздухом, что может вызвать окисление масла, образование нагара и уменьшение уровня вязкости. Поэтому к смазочным материалам для такого типа компрессоров предъявляются более высокие требования.
Компрессоры винтового типа делятся на два вида: безмасляные и с масляным впрыском. Агрегаты с впрыском масла обеспечивают большую степень сжатия, поэтому отличаются высокой эффективностью и надежностью. В таких компрессорах смазываются только подшипники и винтовые поверхности, между которыми образуется масляная пленка. Так как при высокой степени сжатия масла могут сильно нагреваться, то при выборе масла необходимо помнить о показателе температуры возгорания.
Читать обозначения на этикетке масел необходимо следующим образом: литера «К» означает конкретный вид продукта, в данном случае «компрессорное масло». Группа, к которой относится масло, обозначается цифрой I, II, III или IV. После этого идет показатель кинематической вязкости при 100 °С.
Для того чтобы компрессорное оборудование служило долгие годы нужно помнить несколько простых правил:
- необходимо использовать только рекомендованные марки масел или их аналоги;
- нельзя смешивать масла разных марок;
- при процедуре замены масла необходимо производить промывку маслосистем.
Правильное применение смазочных материалов обеспечивает безаварийную и долгосрочную работу компрессора. Какие-либо нарушения режима смазывания, например, использование некачественного или несоответствующего смазочного материала, вызывают разложение и полную потерю рабочих свойств компрессорных масел.