Мнение о том, что Россия значительно отстает от стран Запада по многим показателям – начиная от уровня жизни и заканчивая качеством производимой продукции, в том числе смазочных материалов – широко распространено. Зачастую это происходит из-за недостатка информации или ее медленного распространения. В данной статье мы поможем прояснить некоторые актуальные вопросы, касающиеся трансмиссионных масел на отечественном рынке ГСМ: технологий производства, информации на этикетке, составе продуктов.
Правда ли, что в России масла не тестируются на соответствие международным стандартам, однако маркировка по SAE и API на канистрах присутствует?
Однозначного ответа нет. Класс масел указывается в технической документации, прилагаемой к смазочной продукции. Признанного европейскими инстанциями российского технического центра для проведения испытаний автомобильных масел пока не существует.
Наиболее известными классификациями трансмиссионных жидкостей являются SAE (по уровню вязкости) и API (по уровню эксплуатационных свойств). Российская классификация по ГОСТу 17479.1-85 делит масла по вязкости на 4 класса: 9, 12, 18, 34 (исходя из уровня кинематической вязкости при 100 °С).
Соответствует ли качество отечественной продукции европейским стандартам?
Основная масса российской смазочной продукции по ряду показателей уступает европейской. Однако некоторые отечественные производители, например, «Газпромнефть – смазочные материалы» выпускают конкурентоспособные масла и смазки, используя зарубежные инновационные технологии и хорошо оснащенные производственные площадки. По качеству продукция «Газпромнефть–СМ», в том числе трансмиссионные масла премиальных серий G-Box (для автомобилей потребительского сегмента) и G-Truck (для коммерческого автотранспорта), не уступает импортным аналогам, а по стоимости оказывается значительно ниже.
Возможно ли применение масла с вязкостью SAE 75W-140 в отечественных автомобилях?
Возможно и даже желательно с технической точки зрения: трансмиссионные масла этой категории позволяют снизить уровень шума и имеют длительный срок эксплуатации. Однако использование масел с вязкостью SAE 75W-140 невыгодно экономически, гораздо менее затратно применение смазочных материалов из списка рекомендуемых в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Что означают понятия «допуск» и «cертификат»?
Наличие у трансмиссионного масла допуска к применению означает, что оно успешно прошло технические испытания на предприятии-изготовителе, получило разрешение на серийное производство и использование. Сертификат у масла свидетельствует о соответствии его технических параметров нормам ТУ.
Как твердые добавки в масле влияют на его свойства?
Дисульфид молибдена, графит и другие твердые вещества в составе трансмиссионных масел способствуют улучшению его противоизносных и антифрикционных свойств. Другие параметры масла не меняются.
Какое трансмиссионное масло лучше использовать для старых отечественных автомобилей? Можно ли заливать в МКПП моторное масло?
В начале 90-х годов на конвейерах АВТОВАЗ в качестве стартовой заливки в МКПП использовали моторные масла. Однако в то время отечественный рынок ГСМ только начинал свое формирование, экономика страны переживала не лучшие времена, поэтому трансмиссионных масел практически не было.
Результаты испытаний показали, что моторные масла не обеспечивают качественную защиту элементов КПП и дифференциалов переднеприводных автомобилей, поэтому в скором времени АВТОВАЗ отдал предпочтение маслам SAE 80W-85. Еще более желательны для реальных российских условий масла SAE 80W-90 с более широким диапазоном рабочих температур.
Не следует путать масла группы ТМ-4 (GL-4) с маслами группа ТМ-5, так как первые оптимально подходят для переднеприводных автомобилей, а вторые – для гипоидных передач.
При выборе трансмиссионного масла следует учитывать регион эксплуатации автомобиля и его климатические условия.
Производят ли сегодня трансмиссионные масла по ГОСТу?
Ранее по ГОСТу изготавливалось масло ТАД-17И (ТМ-5, SAE 85W-90), но этот продукт давно снят с производства. Большая часть современных трансмиссионных масел вырабатывается согласно Техническим Условиям (ТУ), что иногда приводит к появлению на рынке ГСМ смазочных материалов с сомнительными параметрами (так как сейчас ТУ разрабатываются фирмами-производителями по своему усмотрению).
Однако ответственные производители не допускают появления в своем ассортименте материалов низкого качества. Так, рабочие жидкости для автоматических трансмиссий и масла для механических коробок передач от «Газпромнефть–СМ» изготавливаются в соответствии с требованиями ГОСТа только из высококачественных базовых масел и тщательно подобранной композиции присадок, что позволяет им обеспечивать надежную защиту агрегатов трансмиссии.