Не секрет, что сегодня эффективность эксплуатации автотранспортных парков во многом определяется качеством применяемых смазочных материалов. Обоснованный выбор смазочных материалов стал особенно важен в контексте оснащения отечественной техники двигателями зарубежного производства. Ведь порой симбиоз современных зарубежных технологий вкупе с «нашими» условиями эксплуатации техники выливается далеко в не самые легкие задачи для эксплуатирующих организаций.
В таких условиях одним из наиболее надежных путей оценки соответствия применяемых смазочных материалов требованиям обеспечения надежности работы техники является организация испытаний в условиях реальной эксплуатации.
Для обеспечения потребителей такой возможностью компанией «Газпромнефть – смазочные материалы» была разработана специальная программа технического сервиса — Oil Testing Service (OTS), направленная на проведение испытаний смазочных материалов в реальных условиях работы техники с привлечением компетентных независимых испытательных центров.
В рамках реализации этой программы компанией «Газпромнефть – смазочные материалы» совместно с Муниципальным предприятием «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие No 7» и компанией «Современные смазочные материалы» были организованы эксплуатационные испытания моторного масла G-Profi MSI SAE 10W-40.
G-Profi — универсальные моторные масла высших эксплуатационных характеристик с уникальным составом базового масла и специально подобранной композицией присадок. Они входят в семейство премиальных смазочных материалов G-Family, выпускаемых компанией Gazpromneft Lubricants Italia S.p.A. Масла G-Profi разработаны в соответствии с требованиями самых современных производителей техники и обладают повышенным запасом эксплуатационных свойств. Состав масла позволил получить одобрения МB 228.3, MAN 3275, Volvo VDS-3, Caterpillar ECF-1, Deutz DQC III-05, MTU cat.2, Renault RLD-2.
Масла G-Profi предназначены в первую очередь для тяжелонагруженных дизельных двигателей грузовых автомобилей, автобусов и специальной техники ведущих европейских, американских и японских производителей, оснащенных системой рециркуляции отработавших газов.
Испытания моторного масла G-Profi
Оценить ресурс работы моторного масла и установить возможность работы с межсервисным интервалом 20 000 км было решено в условиях рядовой эксплуатации автобусов, осуществляющих городские перевозки по маршрутам города Красноярска.
Подконтрольная выборка из четырех автобусов интенсивно эксплуатировалась в период с декабря 2010 по апрель 2011г. В состав выборки вошли автобусы МАЗ 103075 и Волжанин 5270, оснащенные двигателями Deutz серии 1013. Во время подконтрольной эксплуатации при помощи специализированного оборудования производился периодический отбор проб и лабораторный контроль работающего моторного масла.
В ходе проведенных работ оценка показателей работоспособности масла была организована на базе независимого испытательного центра. Соответствие свежего масла требованиям действующей нормативно-технической документации было оценено по пробе, отобранной сразу после вскрытия заводской тары (бочек) на месте проведения испытаний.
Стабильность вязкостно-температурных свойств
Полученные результаты показали, что, несмотря на существенные температурные перепады в период с декабря по апрель, вязкостно-температурные свойства моторного масла G-Profi MSI SAE 10W-40 все время находились в интервале допустимых значений. В течение пробега происходило постепенное снижение кинематической вязкости на 10%, что обусловлено неизбежным попаданием небольшого количества топливных фракций и частичной деструкцией полимера, выполняющего роль загущающей присадки. Далее кинематическая вязкость стабилизировалась, и даже после двадцатитысячного рубежа у масла оставался запас эксплуатационных свойств.
Запас моюще-нейтрализующих свойств
Анализ динамики изменения щелочного числа подтвердил, что за период испытаний моторное масло G-Profi MSI SAE 10W-40 сохранило свою работоспособность во всех объектах испытаний и при наработке около 20 000 км пробега обладало существенным запасом моюще-нейтрализующих свойств.
Общепринято считать предельным показателем снижение щелочного числа работающего масла на 50% относительно щелочного числа свежего масла, фактическое же снижение с 11,03 до 7,36 мг КОН/г составило 33% от значения свежего масла. Сохранение запаса по щелочному числу после 20 000 км пробега особенно показательно, принимая во внимание высокое cодержание серы в нашем дизельном топливе, а также специфику эксплуатации в городских условиях (режим «stop and go»).
Также принято считать предельным показателем выравнивание значений кислотного и щелочного числа работающего масла, которое не было достигнуто в ходе данных испытаний. За период испытаний на 20 000 км моторное масло G-Profi MSI SAE 10W-40 сохранило свою работоспособность и по завершении испытаний обладало запасом моюще-нейтрализующих свойств, а незначительный рост кислотного числа характеризует достаточность противоокислительных свойств масла.
Запас противоизносных свойств
Основным элементом, содержащимся в большинстве подверженных износу деталей двигателя, является железо.
В ходе испытаний двигателей Deutz серии 1013 автобусов МАЗ 103075, Волжанин 5270 наблюдалось увеличение содержания железа в работающем моторном масле максимум до 10 ppm, что в 5 раз ниже нормативного значения — 50 ppm. Таким образом, полученные результаты продемонстрировали, что использование масел G-Profi минимизирует износ двигателя, продлевая тем самым ресурс его эксплуатации.
Накопление продуктов износа (ASTM 7417-10) в работающем моторном масле G-Profi MSI SAE 10W-40 в двигателях Deutz серии 1013 эксплуатационных условиях и обеспечило бесперебойную работу транспорта.
Мнение специалиста:
Главный инженер МП КПАТП No 7, Анфиногенов В.Н.:
Результаты хорошие, масло производства «Газпромнефть – СМ» — G-Profi оправдало мои ожидания и соответствует заявленным свойствам. Масла G-Profi в реальных условиях эксплуатации показали стабильность по основным эксплуатационным свойствам. Это действительно надежный продукт, который можно рекомендовать для использования в парках городского транспорта. Также хотелось бы отметить хорошо скоординированную работу производителя смазочных материалов — ООО «Газпромнефть – СМ» и партнера-дистрибьютора по Красноярскому краю — ООО «Современные Смазочные материалы».
Нам было предоставлено комплексное решение вопроса: от стабильных поставок на взаимовыгодных условиях до обеспечения возможности начать работу по оптимизации маслохозяйства предприятия, повышению культуры производства, что, в конечном итоге, позволяет улучшить качество пассажирских перевозок в городе.
Надеюсь, что дальнейшее сотрудничество с данными партнерами позволит раскрыть дополнительные возможности нашего предприятия по улучшению качества предоставляемого сервиса пассажирских перевозок. Главный результат общих усилий — это пассажиры, удовлетворенные качественным и культурным обслуживанием. Спасибо!