Слово «компрессор» происходит от лат. compressio (сжатие) и обозначает устройство для сжатия и подачи газов (воздуха, хладагентов) под давлением.
Классификация компрессоров
Механические компрессоры принято классифицировать по принципу их действия, т.е. по особенности процесса повышения давления. Например, в объемных компрессорах сжатие происходит в камерах, которые периодически меняют свой объем и попеременно сообщаются с входом и выходом компрессора.
По форме рабочих камер и способу изменения их объема названные компрессоры подразделяются на роторные (винтовые, ротационно-пластинчатые и др.), поршневые и мембранные. В лопастных компрессорах (турбокомпрессорах) сжатие газа является следствием взаимодействия потока с решетками лопастей, одна из которых вращается, а другая неподвижна. Выделяются осерадиальные, вихревые и осевые турбокомпрессоры.
Существуют и другие классификации компрессоров: по отраслям производства, в которых они используются, по способу отвода теплоты, по типу приводного двигателя, по конечному давлению, по роду сжимаемого газа.
Для сжатия воздуха используются воздушные компрессоры, для работы с другими газами – газовые (кислородные, хлорные, азотные, гелиевые и др.), для получения жидкой или твердой углекислоты – углекислотные, для сжатия хладагентов – холодильные. Компрессор в совокупности с приводом и дополнительным оборудованием (осушителем воздуха, газоохладителем и т.д.) образует компрессорную установку.
Широкое применение в различных сферах нашли воздушные компрессоры. Они не имеют мощных двигателей, поэтому компактны, легки и обеспечивают минимальный расход электроэнергии. Храня и сжимая воздух, воздушные компрессоры преобразовывают механическую энергию в пневматическую, которая необходима для работы различных машин, инструментов, энергосистем и некоторых производственных процессов.
На стабильность и долговременность работы воздушных компрессоров большое влияние оказывает качество компрессорного масла.
Европейская спецификация DIN 51506 подразделяет масла для поршневых воздушных компрессоров по степени напряженности:
- VDL: масла, рекомендуемые для стационарных компрессоров с двухэтапным сжатием воздуха и конечной температурой до 220°С;
- VCL: масла для воздушных компрессоров с температурой сжатия воздуха до 160°С;
- VBL: масла для воздушных компрессоров с температурой сжатия воздуха до 140°С.
Современные воздушные компрессоры отличаются высоким качеством и отличными техническими характеристиками, поэтому предъявляют аналогичные требования к компрессорным маслам. Последние должны обладать улучшенной термостойкостью и окислительной стабильностью, хорошими противоизносными свойствами и повышенным водоотделением.
При подборе масла для компрессоров следует учитывать рекомендации производителя компрессорного оборудования, тип компрессора и условия его работы, совместимость масла с материалами деталей компрессора и другими продуктами и т.п.
В современных импортных и отечественных воздушных компрессорах применяются масла Gazpromneft Compressor VDL. В их состав входит высокоэффективный пакет присадок от компании Lubrizol – одного из мировых лидеров в области разработок химического сырья, в том числе присадок и компаундов.
В поршневых воздушных компрессорах используются масла Gazpromneft Compressor VDL 100, 150, 220, в винтовых и пластинчатых – VDL 46, 68. Кроме того, данные масла применяются для смазывания подшипников в циркуляционных системах.
Все продукты отвечают требованиям, предъявляемым к современным компрессорным маслам, и способствуют уменьшению затрат на техобслуживание и ремонт оборудования. Благодаря улучшенным антиокислительным свойствам и термической стабильности масла для компрессоров Gazpromneft Compressor VDL образуют минимальное количество отложений на деталях компрессора и снижают коррозионный износ.
Низкая вспениваемость и хорошая деаэрация масел способствует снижению их уноса воздухом, а высокая водоотделительная способность обеспечивает сохранение эксплуатационных свойств продуктов при обводнении. Компрессорные масла Gazpromneft Compressor VDL совместимы с резиновыми уплотнениями.