Повышение требований к эксплуатационным качествам современного автомобиля привело к значительному усложнению его конструкции. Облегчить управление и снизить нагрузку, возлагаемую на водителя во время движения, а также улучшить скоростные качества автомобиля позволяет трансмиссия с коробкой передач, обеспечивающей автоматический (без прямого участия водителя) выбор нужного передаточного числа.
На сегодняшний день существуют два типа АКПП, различающиеся по форме управления и контроля. В гидромеханических трансмиссиях эти функции выполняют гидравлические устройства, а в так называемых «роботизированных» – электронные.
Благодаря надежности и простоте эксплуатации наиболее широкое применение получили гидромеханические АКПП, которые состоят из гидротрансформатора, планетарных редукторов, фрикционных и обгонных муфт, соединительных валов и барабанов. Иногда в конструкцию входит тормозная лента, затормаживающая один из барабанов относительно корпуса коробки при включении той или иной передачи.
В чем преимущества АКПП?
В настоящее время автоматическими трансмиссиями оснащаются не только легковые и полноприводные автомобили, но даже грузовой транспорт. Освобождая водителя от постоянного переключения передач, АКПП позволяют ему больше внимания уделять дороге, обеспечивают комфорт и удобство управления машиной. Кроме того, плавное автоматическое переключение скоростей предохраняет двигатель и ходовую часть от перегрузок. По сравнению со стандартной четырехступенчатой МКПП, «автоматика» экономит до 7% топлива и улучшает производительность автомобиля в целом.
АКПП от автомобильного концерна General Motors
Лидером в разработке АКПП является автомобильный концерн General Motors (GM). Именно она в 1940 году создала первую в мире полностью автоматическую трансмиссию с коммерческим обозначением Hydra-Matic. Конструкция представляла собой комбинацию гидромуфты и трехступенчатой планетарной коробки передач с автоматическим гидравлическим управлением. Всего ступеней в трансмиссии было четыре – три переднего хода и одна заднего. С каждым годы АКПП совершенствовались, появлялись трех-, четырех- и пятиступенчатые модели. В 2002 году компаниями GM и Ford было подписано соглашение о совместной разработке шестиступенчатых автоматических коробок передач для переднеприводных автомобилей. Их производство концерны осуществляли раздельно.
Шестиступенчатые АКПП GM Hidra-Matic характеризуются:
- уменьшенным размером масляной ванны;
- повышенной скоростью циркуляции масла;
- повышенными рабочими температурами;
- сниженными охлаждающими способностями;
- более агрессивными условиями эксплуатации.
Вместе с производством новых шестиступенчатых коробок передач были пересмотрены и ужесточены технические требования к трансмиссионным маслам. Так появилась трансмиссионная жидкость нового поколения Dexron-VI, которая по своим эксплуатационным показателям во многом превосходила применяемые ранее Dexron-II и Dexron-III. Все спецификации были в разное время разработаны корпорацией General Motors. Масла Dexron-VI стали выпускаться с 2005 года, а с конца 2006 GM прекратила выдачу лицензий на Dexron-III и рекомендовала применение новой жидкости для всех автомобилей с шестиступенчатой АКПП. Спецификация Dexron-III была признана устаревшей.
Рабочая жидкость для автоматических коробок передач G-Box ATF DX VI соответствует новейшим спецификациям концерна GM (лицензия Dexron-VI, License Number Assigned: J-60167) и может применяться во всех шестиступенчатых АКПП, в которых предписаны жидкости этого класса.
Рабочая жидкость G-Box ATF DX VI повышает производительность как самых современных, так и более ранних моделей ступенчатых автоматических трансмиссий (спецификации Dexron IIIH, IIIG, IIE, IID). Кроме того, она используется в усилителях рулевого управления, в которых рекомендованы продукты класса ATF.
Благодаря оптимальным фрикционным свойствам жидкость G-Box ATF DX VI обеспечивает плавное и точное переключение передач. Она эффективно защищает детали трансмиссии от коррозии и износа, тем самым обеспечивая длительный срок ее службы, препятствует пенообразованию и обладает отличной совместимостью с материалами уплотнений.
G-Box ATF DX VI характеризуется удлиненными интервалами замены (до 160 тыс. км). Если инструкция по эксплуатации автомобиля предусматривает продление срока службы трансмиссионного масла, этот интервал может быть увеличен до 240 тыс. км.