В состав любой пластичной смазки обязательно входят базовое масло и загуститель. Для улучшения рабочих свойств смазок добавляют различные присадки и твердосмазочные компоненты.
Практически во всех смазках используется мыльный загуститель. Это соли жирных кислот различных металлов – кальция, алюминия, лития и их комплексы. Тип загустителя определяет группу, к которой относится пластичная смазка.
Что такое литиевые смазки?
Основу литиевой смазки составляет литиевое мыло или его комплексы.
Информацию об области применения, характеристиках и свойствах смазки несет тип загустителя. Он влияет на водостойкость, механическую стабильность, температуру каплепадения и рабочие температуры смазки.
Первый состав литиевой смазки был представлен Кларенсом Э. Эрлом в 40х годах прошлого века. Это изобретение дало мощный толчок к развитию индустрии смазочных материалов.
Сегодня более 70 % всех современных пластичных смазок – литиевые. Литиевый загуститель один из самых дешевых, а его применение улучшает характеристики смазок.
Мыла литиевых солей по сравнению с натриевыми имеют лучшую водостойкость, а по сравнению с кальциевыми и натриевыми – лучшую термостойкость. Также они обладают отличной механической стабильностью.
Основой популярности литиевых смазок послужили их многофункциональность и универсальность.
Сегодня производится большое количество самых разнообразных литиевых смазок на основе минерального, полусинтетического и синтетического масла с добавлением к составу присадок и твердых смазок. Готовый продукт решает многие задачи промышленных и сервисных предприятий.
Классификация литиевых смазок
В зависимости от базового масла литиевые смазки можно разделить на:
- Минеральные
- Синтетические
- Силиконовые
- Эфирные
- ПАО (полиальфаолефиновые)
Минеральные литиевые смазки предназначены для работы при температурах от -40 °С до +150 °С. Несмотря на низкую стоимость, они идентичны по характеристикам многим полусинтетическим и синтетическим материалам.
Единственный недостаток минеральных литиевых смазок – ограниченная область применения. Их не рекомендуется использовать в узлах, где присутствует пластмасса или эластомер. Такая смазка вызывает разрушение или набухание. Поэтому перед применением необходимо провести тест на совместимость с конструкционными материалами.
Синтетические смазочные материалы достаточно дорогие и занимают лишь малую часть от общего объема смазочных материалов. По сравнению с минеральными у них повышенные термостойкость, механическая и химическая стабильность. Совместимость с резинами и пластмассами позволяет применять синтетические смазки практически в любых узлах трения.
Силиконовые смазки – одна из разновидностей синтетических материалов. Базовым маслом здесь на кремнийорганической основе (силиконовое).
Такие смазки хорошо удерживаются на поверхностях, не вымываются водой, работают в широком диапазоне рабочих температур, инертны к конструкционным материалам, устойчивы к химикатам, обладают низким коэффициентом трения и высокими диэлектрическими свойствами, а также безопасны для здоровья человека.
Недостатком смазки является низкая несущая способность, поэтому такие материалы не подходят для работы при высоких нагрузках.
Эфирные литиевые смазки изготавливаются из синтетически синтезированных эфирных масел. Они используются в высокоскоростных узлах. Фактор скорости такой смазки равен 1300000 мм⋅об/мин и выше.
Преимущества:
- Устойчивы к воздействию воды
- Препятствуют распространению коррозии
- Обладают длительным сроком службы
- Обладают шумоподавляющим действием
ПАО (полиальфаолефиновые) смазки – одна из самых популярных категорий синтетических литиевых смазок.
Использование ПАО в качестве базового масла дает литиевым смазкам следующие преимущества:
- Низкая стоимость в сравнении с прочими синтетическими маслами
- Более высокая вязкость по сравнению с минеральными маслами
- Высокие антикоррозионные свойства
- Низкая температура застывания
- Высокая стойкость к окислению и термическая стабильность
- Малая коксуемость и летучесть по сравнению с минеральными маслами
Большинство ПАО литиевых смазок совместимы с эластомерами и пластмассами. Схожие по рабочим характеристика с минеральными, ПАО смазки работают при более низких температурах.
Комплексные литиевые смазки
Комплексные литиевые смазки производят с использованием вместо литиевого загустителя мыла литиевых солей уксусной, адипиновой, азелаиновой и прочих кислот.
Такие материалы очень схожи по своим характеристикам с традиционными литиевыми смазками. Но комплексные смазки работают при более высоких температурах, имеют высокую устойчивость к воздействию воды, низкое маслоотделение и высокую механическую стабильность. В зависимости от типа базового масла они могут работать в диапазоне температур от -50 до +230 °С.
Смазочные материалы EFELE на литиевой основе
Минеральные пластичные литиевые смазки EFELE представлены следующими материалами: EFELE MG-211, EFELE MG-212, EFELE MG-213, EFELE MG-214.
Они эффективны при температурах от -40 °С до +160 °С. Благодаря тому, что смазки изготовлены из высококачественных минеральных масел, их стоимость ниже, чем у аналогичных материалов на синтетической и полусинтетической основе. При этом продукты EFELE не уступают им по рабочим характеристикам, а по некоторым параметрам даже превосходят их.
EFELE MG-212 – многоцелевая литиевая смазка с противозадирными EP-присадками и дисульфидом молибдена. Благодаря этим компонентам смазка справляется с повышенными нагрузками даже в запыленной среде при температурах от -30 °С до + 120 °С.
Смазка предназначена для обслуживания узлов и механизмов ходовой части автомобилей, специальной техники, общепромышленного оборудования и т.д.
EFELE MG-211 – литиевая смазка со специальным пакетом присадок, благодаря которому она обладает повышенной несущей способностью и может работать даже в аварийных ситуациях, предохраняя узлы от заклинивания и остановки.
Смазка хорошо зарекомендовала себя при обслуживании узлов трения автомобилей и специальной техники, металлообрабатывающего, сталелитейного, цементного, горно-добывающего, общепромышленного оборудования, подшипников электродвигателей и вентиляторов.
EFELE MG-214 – многоцелевая пластичная литиевая смазка на основе литиевого мыла. Работает при температурах от -40 до +120 °С. Применяется в подшипниках скольжения и качения, зубчатых передачах, шарнирах и прочих узлах дорожно-строительной, сельскохозяйственной, автомобильной техники, механизмах промышленного оборудования, судовых механизмах.
EFELE MG-213 относится к комплексным литиевым смазкам. Противозадирные EP-присадки позволяют материалу эффективно работать при повышенных нагрузках и температурах до +60 °. Смазка отличается хорошей водостойкостью и практически не вымывается. Используется преимущественно для обслуживания механизмов и узлов легковых и грузовых автомобилей, погрузчиков, бульдозеров, экскаваторов, тракторов и другой техники, высоконагруженных подшипников промышленного оборудования и т.д.
EFELE SG-311 – синтетическая (ПАО) литиевая смазка. Благодаря полиальфаолефину она обладает:
- Низкой температурой застывания
- Способностью работать при низких температурах и высоких скоростях
- Высокими антикоррозионными свойствами
- Высокой термостабильностью и устойчивостью к окислению
- Малой летучесть и коксуемостью по сравнению с минеральными смазками
- Большим индексом вязкости по сравнению с минеральными смазками
- Невысокой стоимостью по сравнению с другими синтетическими смазками
- Совместимостью с эластомерами и пластмассами
Она отлично работает в любых климатических условиях и применяется для обслуживания зубчатых передач стартеров, подшипников генераторов, реечной передачи рулевого управления, различных пластиковых подвижных соединений автомобиля и т.д. Подходит для обслуживания узлов точных приборов и механизмов, и высокоскоростных подшипников промышленного оборудования.
Заключение
Применение комплексных и простых литиевых смазок не ограничено описанными примерами. В зависимости от требований они эффективно решают многие задачи при обслуживании и ремонте оборудования и транспорта в любых отраслях промышленности и в любых климатических условиях.